Туризм своим ходом

Туризм своим ходом 24.02.2012 Кризис туриндустрии подрывает доверие клиентов к компаниям-операторам. Все больше людей предпочитают самостоятельно организовывать свои путешествия.

    Вы хотите отправиться в путешествие за границу. Как лучше поступить: обратиться в туристическую компанию или самому заняться организацией тура? В первое время после падения "железного занавеса" люди не имели достаточно опыта поездок за рубеж и предпочитали во всем полагаться на туроператора. Однако в последние годы наметилась отчетливая тенденция к росту числа так называемых "неорганизованных" туристов (так их официально называют в Ростуризме). К тому, чтобы брать дело в свои руки, многих подталкивают кризис и банкротство крупных туристических компаний. Крах "Капитал-Тура" в конце 2010 года и кризис компании "Ланта-Тур" в январе 2012-го крайне негативно сказались на отношении людей к операторам. Это, уверены эксперты, даст импульс для более динамичного развития самостоятельного туризма. Тем более что сегодня Всемирная паутина предоставляет для этого все возможности.

    Сейчас официальную статистику по "неорганизованным" туристам никто не ведет, но, судя по данным Росстата, на "организованных" туристов в 2010 году приходилось всего 32% от всех выезжающих за границу (12,6 млн человек). По прогнозам экспертов рынка, показатели 2011 года будут примерно такими же: 31-32% (14,5 млн) от общего потока выезжающих (45,2 млн). Остальные 68% - это и командированные, и едущие в гости к родственникам, и транзитные пассажиры, летящие через Россию, и те самые "неорганизованные" туристы. По экспертным оценкам, на долю последних приходится от 12 до 18% всего турпотока.

    В количественном выражении весь рынок за 2011 год вырос примерно на 15%, число самостоятельных путешественников - примерно так же. В дальнейшем темпы роста этой категории туристов будут выше рынка. "Число людей, предпочитающих планировать путешествия самостоятельно, постоянно увеличивается. Во многом это объясняется развитием рынка онлайн-продаж авиабилетов и других туристических услуг. Доля онлайн-продаж авиабилетов от общего объема в 2011 году в России составила около 12%, и этот показатель будет расти", - говорит Анастасия Лавренюк, глава представительства и коммерческий директор системы бронирования Sabre Travel Network в России.

    Представители турбизнеса строят разные предположения по поводу того, как изменится доля "неорганизованных" туристов в общем потоке в 2012 году, называют цифры от 16 до 22%. То есть, если исходить из оптимистических прогнозов роста выездного потока почти до 50 млн человек, число тех, кто поедет отдыхать в 2012 году по "собственному сценарию", может превысить 9 млн человек.

    Для бурного развития этого сегмента уже есть все необходимые инструменты: русскоязычные сайты для бронирования авиабилетов и отелей, слаженно работающие визовые центры плюс достойный выбор безвизовых стран, а также всевозможные форумы и сообщества в социальных сетях, где любители путешествий рассказывают о своем опыте поездок и дают полезные советы.

    Тренд на рост индивидуальных поездок очень хорошо почувствовали венчурные инвесторы, которые охотно вкладываются в интернет-проекты бронирования: уже сейчас в России работает более десятка известных билетных сайтов. Главные их отличия кроются в пользовательском интерфейсе и в бизнес-моделях. Некоторые сайты работают как крупные агенты (OneTwoTrip, Ozon, Aviakassa), подключаясь напрямую к глобальным системам бронирования билетов GDS (Sabre, Amadeus, Galileo и др.), а другие действуют как метапоисковик (Jizo, Momondo, Skyscanner, AnyWayAnyDay), отыскивая результаты по запросам клиентов уже через базы этих самых агентов или сайты авиакомпаний.

    Игроков на рынке уже немало, и продолжают появляться все новые и новые. Скоро запускается, к примеру, проект iKnow Travel, который своей "фишкой" сделал содержательную часть сайта. То есть помимо обычного сервиса поиска рейсов и бронирования билетов, как у всех проектов, пользователь может ознакомиться с рекомендациями, как лучше добраться от аэропорта, что интересного посмотреть, и получить другую практическую информацию о пункте назначения и рекомендации от таких же путешественников.

    Вообще, "индивидуализация" сайтов бронирования - одно из важных условий конкуренции на этом рынке. "Учитывая, что разница в стоимости предложений у игроков онлайн-букинга зачастую символическая, первое, на что обращают внимание клиенты, - это удобство и интуитивность интерфейса, а затем - его возможности и эксклюзивный функционал", - отмечает основатель OneTwoTrip Петр Кутис. Его проект, к примеру, стал первым на российском рынке, который реализовал возможность оплаты билета напрямую авиакомпании, минуя счета агента. Это повышает уверенность пассажира, что проблема неплатежей между агентом и перевозчиком не возникнет и билет полностью оплачен и выписан, говорит Кутис.

    Некоторые российские сервисы начали предлагать и такие редкие услуги, как подбор составного маршрута, который предполагает прилет и обратный вылет из разных городов (например, Москва - Сингапур - Токио - Москва). Правда, представители рынка говорят, что пока сложные составные маршруты не так востребованы (их запрашивает меньше 1-2% путешественников), однако очевидно, что эта опция будет набирать популярность.

    В ближайшее время билетным сайтам предстоит поломать голову над тем, чем привлечь пользователей: из-за того, что сервисов стало слишком много, им придется побороться за место под солнцем, предлагая новые функции при сохранении легкого и понятного дизайна и навигации. Впрочем, расти еще есть куда. Ни у одного из сервисов бронирования нет опции планирования поездки, где часть перелетов выполнялась бы ультралоукостерами вроде европейских Ryanair, EasyJet или азиатских Air Asia, Tiger и других самых доступных авиалиний. Петр Кутис объясняет это так: "Лоукостеров нет в системах бронирования GDS в том виде, в котором представлены регулярные авиалинии. Кроме того, лоукосты закрывают свои сайты и данные от поисковых запросов агрегаторов, замыкая таким образом продажи билетов на свои ресурсы".

    Анастасия Лавренюк из Sabre отмечает, что это традиционная схема работы лоукостеров - проводить все бронирования через собственный сайт. "Однако все чаще низкобюджетные перевозчики приходят к пониманию, что присутствие в GDS позволяет им расширить клиентскую базу".

    В России первопроходцем в подключении лоукостеров к собственной системе бронирования может стать iKnow Travel. "Поскольку альтернативная система бронирования ADS, в которой присутствуют рейсы некоторых бюджетных перевозчиков, далеко не такая полная, как GDS, мы планируем интегрировать данные по бюджетным компаниям в нашу систему "руками", чтобы наши клиенты могли состыковать свои регулярные рейсы с лоукост-перелетами и тут же купить билеты. Оттачивать сервис будем на европейских лоукостерах", - планирует основатель проекта iKnow Travel Роман Медведев.

    Стоит отметить, что русскоязычные сервисы по бро-нированию отелей пока находятся в более выгодном положении, чем билетные: на рынке хоть и есть конкуренция, но небольшая, и борьба за внимание путешественников пока не разворачивается. В итоге громких имен, действительно, раз-два и обчелся: Booking, Agoda, Ostrovok да еще, может, Hotels.com. Впрочем, их баз данных гостиниц и опций вполне достаточно даже для неопытного туриста: есть система отзывов и рейтингов на любых языках, включая русский, есть возможность забронировать отель без предварительной оплаты, есть карты местности для поиска отелей и гибкая система фильтров для запросов. У российского проекта "Островок.ru" эти сервисы пока послабее, чем у иностранных конкурентов. Впрочем, портал находится в стадии развития, на что недавно получил инвестиции в $13,5 млн. Причем от инвесторов, "ответственных" за такие известные имена в туризме, как Expedia, TripIt и ряд других. А должность старшего вице-президента "Островок.ru" занял бывший генеральный директор самого успешного сайта бронирования отелей в мире - Booking.com - Эндрю Пайнер. С такой сильной командой инвесторов и менеджеров у отечественного проекта вырисовывается неплохое будущее, но пока конкуренцию он выдерживает с трудом.

    Тем, кого не устраивает выбор гостиниц от лидеров рынка, достаточно "по-гуглить" и обнаружить немало локальных ресурсов, заточенных на определенные страны и регионы, на которых часто можно найти те отели, которые не попали в базы Booking и Agoda. Например, хорошую базу по Азии имеет букинг-сайт AsiaRooms, а по Европе - Venus.

    А пару лет назад появилась еще одна возможность расширить ассортимент мест размещений: сайт Airbnb по аренде обычных квартир или комнат на короткий срок. Идея эта явно была почерпнута из голливудского фильма "Отпуск по обмену", главные герои которого на время поменялись своими квартирами. Только Airbnb предлагает не обмениваться апартаментами, а сдавать или снимать их. К примеру, вместо того, чтобы платить 70-100 евро за ночь в далеко не самом лучшем парижском отеле, можно подобрать варианты аренды частной квартиры в исторической части города гораздо дешевле. Причем снять (или сдать) на сайте можно очень необычные места - каюту яхты у причала в Сан-Франциско, удаленный от цивилизации охотничий домик в Англии или квартиру в центре Москвы. Сейчас система бронирования апартаментов - набирающий популярность и перспективный тренд, дающий самостоятельному путешественнику больше возможностей выбора.

    Таким образом, инфраструктура для самостоятельных перемещений по миру уже создана и довольно бурно развивается. В США и Европе уже больше 50% путешественников не обращается к агентствам. В России, как уже отмечалось, доля "самоходов" пока не так велика. Дело в том, что среднестатистический российский турист гораздо осторожнее, чем западный. Многие боятся мошенничества с пластиковыми картами при оплате билетов через Интернет (кстати, небезосновательно), кто-то опасается "заблудиться" в чужой стране без гида и толпы соотечественников, другие переживают из-за незнания иностранного языка.

    Однако больше всего препятствий на пути к "неорганизованному" туризму создается отсутствием культуры путешествий в обществе. "Главная проблема для развития независимого туризма в России - это отсутствие опыта и связанные с этим опасения: куда идти на границе на контроль, как "чекиниться" в отеле, как проехать к достопримечательностям без экскурсовода и т.д. Но стоит таким неподготовленным туристам хотя бы однажды съездить куда-то с друзьями без путевки, включается совершенно другой режим. Человек начинает чувствовать свободу в планировании маршрута поездки и своего личного времени на отдыхе. И это имеет эффект вируса: самостоятельные туристы "заражают" своих знакомых, те - своих и т.д. Так что проблема неопытности и опасений, что "ездить без туроператора страшно", через какое-то время пропадает сама собой", - уверен Роман Медведев.









Автор: Денис Рябоконов
Источник: журнал
Профиль

Возврат к списку


Оставить комментарий