На ошибках не учатся

На ошибках не учатся 06.04.2012 Число граждан, ведущих семейный бюджет, снизилось почти в два раза.


Несмотря на все испытания, с которыми пришлось столкнуться россиянам в кризис 2008-2009 годов, уровень финансовой грамотности населения остается крайне низким.

    Казалось бы, обжегшись в кризис, россияне волей-неволей должны стать внимательнее при пользовании финансовыми услугами и в конечном итоге - грамотнее в денежных вопросах. Однако этого не произошло. Наоборот, данные многочисленных опросов говорят об обратных тенденциях. Так, по данным исследований НАФИ, посвященных изучению финансовой грамотности россиян, снизилось число граждан, ведущих семейный бюджет. За прошедшие четыре года это число уменьшилось практически в два раза (с 42% от числа опрошенных в 2008 году до 25% в 2011 году). Заметнее всего (на 11%) сократилось число россиян, ведущих максимально строгий учет доходов и расходов, то есть тех, кто фиксирует все поступления и траты. При этом доля населения, вообще не ведущего никакого учета семейных финансов, с 2008-го по 2011 год увеличилась на 19 процентных пунктов - с 54 до 73%.

    Снизилась также доля россиян, способных различать признаки финансовой пирамиды. Если еще в 2010 году 28% опрошенных понимали, что организация, которая обещает 35-процентный рост вложений через год, является пирамидой, то в 2011 году таких респондентов оказалось уже меньше - всего 23%. Одновременно увеличилось число тех, кто неверно выявил признаки финансовой пирамиды. Так, растет число расценивших как финансовую пирамиду предложение банка открыть депозит под 12% годовых. Этот показатель увеличился с 7% в 2008 году до 11% в 2011 году.

    Кроме того, почти 40% россиян никогда не сравнивают условия предоставления финансовой услуги у разных компаний. При этом большинство не читает договор с финансовыми организациями или не до конца понимает его смысл. И, по собственному признанию респондентов, они подписывают документы, не задавая дополнительных вопросов. Только треть респондентов заявили, что подписывают документ, скрупулезно его прочитав.

    Не может радовать и тот факт, что среди россиян вновь наблюдается рост толерантности к невозвратам банковских кредитов (измеряемая как доля россиян, не считающих невозврат кредита преступлением). Данный показатель за прошедшие два года достиг своего максимального значения в мае 2009 года, увеличившись до 20% от числа опрошенных. В июне и ноябре 2009 года он вернулся на докризисный уровень - 13-14% . Однако с сентября 2010 года этот показатель вновь стал расти, достигнув 19% к текущему моменту. В качестве причины для такого поведения россияне указывают форс-мажорные обстоятельства (внешние, не зависящие от человека и внезапно возникшие) и недоверие к банку, вызванное обманом клиента со стороны самого банка и нераскрытием реальной стоимости кредита.

    Вывод напрашивается сам собой: россиянам сегодня необходим финансовый всеобуч. Респонденты и сами признают, что все еще очень плохо разбираются в финансовых вопросах. Исследования НАФИ свидетельствуют о том, что в последнее время россияне стали ниже оценивать уровень своей финансовой грамотности. Менее 20% респондентов в ходе опроса в 2011 году заявили, что обладают высоким уровнем финграмотности. При этом число тех, кто говорит о полном отсутствии у себя знаний и навыков в сфере пользования финансовыми услугами, выросло за этот же период в два раза. Если в 2010 году этот показатель составлял 7%, то сейчас - 15%.

    При этом россияне хотят учиться. Как признаются респонденты, больше всего их интересуют различные аспекты потребления финансовых услуг и возможные способы защиты своих прав как потребителей. На втором месте по популярности - знания, позволяющие оценить риски и сложности, с которыми можно столкнуться при подписании договоров на оказание различных финансовых услуг. Согласно опросам, получать информацию россияне предпочли бы в первую очередь из уст представителей органов власти, регулирующих финансовые рынки, или независимых консультантов. Представителям организаций, оказывающих финансовые услуги (банки, страховые компании и т.п.), российские потребители не особенно доверяют. Так что если власти будут больше внимания уделять финансовой грамотности россиян, то ситуация может измениться в лучшую сторону.









Автор: Юлия Барабанова
Источник: журнал Профиль


Возврат к списку


Оставить комментарий