Как научить школьников считать деньги?

Как научить школьников считать деньги? 09.11.2012 Научив детей тратить деньги с умом, можно изменить страну и общество в лучшую сторону.

В ноябре в московских школах появится новый факультативный курс – «Основы финансовой грамотности». Программа рассчитана на выпускные классы. Подростков обещают научить пользоваться банковскими картами и виртуальными деньгами, планировать бюджет, инвестировать накопления. На мой взгляд, это очень полезный курс для молодых людей, вступающих в жизнь. По экспертным оценкам, общее число пострадавших от действий финансовых мошеннических структур за период новейшей истории России приближается к 20 млн человек.

О чем это говорит? О массовой финансовой безграмотности россиян, о неадекватной оценке ими объективных рисков, присущих любому способу вложения средств, а также о большой предрасположенности населения страны к попаданию в финансовые пирамиды. Люди в массе своей ничего не знают про технологии сбережения денежных средств, заимствования и страхование на финансовом рынке, безопасное инвестирование. Этому надо учить. Ведь умение тратить и умение приумножать свои доходы напрямую отражается на жизни, на ее качестве. Именно с собственной финансовой неудовлетворенности начинаются многие беды.

 Конечно, есть риск, что инициатива в школах замылится, все сведется к обычному формализму. Всем ясно — в школах не хватает преподавателей, которые бы разбирались в финансах. У большинства учителей нет реальной практики работы с финансовыми инструментами (у некоторых педагогов нет даже счета в банке), а ведь придется все это объяснять очень активным и любознательным школьникам.

 Мы на кафедре экономики Московского института открытого образования темой внедрения финансовых основ в школах занимаемся уже четыре года. Форматы разные. В основном — через систему допобразования. В школах это пользуется спросом, поскольку ребята (прежде всего старшеклассники) понимают практическую ценность такой информации. Многие сейчас пытаются подработать, чтобы купить, например, новый телефон, «продвинутые» думают, брать ли образовательный кредит. Но я начал фиксировать, что преподаватели нередко ведут уроки чисто академически: выдадут информацию, ну что — всем понятно? И на этом закругляются. Это, конечно, не тот подход. Нужна не теория, а практика, деловые игры. Например, у нас разработана игра «Личный финансовый план». Она идет около часа. За это время ученик проживает несколько лет — делает вклады в банках, может купить акции. А потом можно посмотреть, как это сработает. То есть главная задача такого курса — заинтересовать ребенка. Ведь за один-два урока невозможно рассказать все о процентах, ставках. Но подростка можно научить, где и как искать нужную информацию, как ее фильтровать и анализировать.

 К преподаванию можно привлекать и профессионалов рынка — брокеров, банкиров, инвесторов. Но нужно внимательно контролировать учебный процесс, ведь, например, когда банкир приходит общаться с детьми, он, как правило, непроизвольно начинает рекламировать услуги своего банка. А этого, конечно, ни в коем случае делать нельзя. Поэтому профессиональных финансистов также нужно готовить соответствующим образом. При этом, как мне кажется, финансистам и самим выгодно участвовать в этих образовательных программах. Ведь нынешние школьники в будущем потенциальные инвесторы, вкладчики.

 Я знаю, что Сбербанк пытается пролоббировать, чтобы с 2015 года во всех школах финансовая грамотность или экономика стала обязательным предметом. Я считаю, что это полезная штука. На основы религий часы нашлись, а вот на экономику мы пока еще их ищем. Сегодня экономическая проблематика в школах рассматривается в рамках предмета «Обществознание», но разве это дело? На мой взгляд, вопрос введения экономики в школьную программу стоит очень остро, и непонятно, почему до сих пор эта проблема не рассматривается в Госдуме, в Минобрнауки, ведь этим нужно заниматься системно. Сейчас население вынуждено познавать экономическую науку методом проб и ошибок, которые для многих россиян стали роковыми — люди остаются без средств, без работы, у них описывают имущество и т.д. И эти проблемы вызваны финансовой безответственностью, порожденной финансовой безграмотностью.







Автор: Александр Прутченков
Источник: журнал
Профиль

Средняя оценка:  3.44

Возврат к списку


Оставить комментарий