Неужели «бомбилы» никуда не денутся?

Неужели «бомбилы» никуда не денутся? 11.07.2012 С 1 июля в России вступил в силу «Закон о такси». Вот только почти все участники рынка уверены, что закон работать не будет и «бомбилы» никуда не денутся.

 Строго говоря, закон вступил в силу еще с 1 сентября прошлого года, и предполагалось, что с этого момента все таксисты должны иметь лицензию на перевозку пассажиров, таксометр, шашечки, фонарь и прочую атрибутику настоящего такси. Но, как это водится, из-за бюрократических нестыковок нововведение забуксовало. И только с 1 июля этого года вступили в силу поправки в КоАП об ответственности за работу без лицензии и шашечек (за нелегальный извоз водителям грозит штраф до 5 тысяч рублей). Все? Теперь закон заработает? Нет, не заработает, считают водители. И объясняют почему.

 Когда закон еще только принимали, в столице было около 40 тысяч нелегальных такси и лишь 9 тысяч легальных. Власти Москвы тогда надеялись, что с принятием закона количество легальных таксомоторов в столице увеличится до 25—30 тысяч. Но чуда не произошло. Сейчас в столице выдано порядка 17 тысяч разрешений на таксомоторные перевозки. А нужно городу 55 тысяч такси. Нетрудно догадаться, что «разницу» составляют те самые «бомбилы», которые теперь официально объявлены вне закона. При этом в столичном департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры заявляют, что без дела все это время не сидели. В ходе рейдов по выявлению «бомбил» было составлено более 500 протоколов об административных правонарушениях. Но, как показывает практика, угроза больших штрафов не пугает нелегальных перевозчиков.

 «Бомбила», подсадивший меня возле Сокольников, представился Стасом. Седоватый мужчина средних лет штрафов не боится. По его словам, рынок такси построен в Москве таким образом, что там всегда будет место и легальным таксистам, и «бомбилам».

 «Сейчас, чтобы легально работать, надо выполнить массу условий. Но для некоторых эти условия просто невыполнимы. Я, например, не могу купить новый автомобиль: нет денег. А кредит мне не дадут, так как я официально безработный. У кого-то стажа недостаточно, а кто-то и по здоровью не проходит. Я, к примеру, мог пойти в фирму и работать на арендованном автомобиле, но как-то не хочется отдавать дяде свои кровные. Тут ведь какое дело: есть клиент, нет клиента, здоров ты или болен, а аренду отдай. Можно целый день прокататься и ничего в итоге не заработать. А здоровье одно, другого не купишь. Видел я этих арендаторов после двадцати часов за баранкой: глаза впалые, сами бледные. Мне такого не надо».

 Стас рассказал, что редко подбирает клиентов, голосующих на обочине. По его словам, он какое-то время работал, что называется, «с руки», но доход его не устроил. В среднем в месяц у него получалось заработать около тридцати тысяч чистыми, но бывало и меньше. Теперь он предпочитает работать на точках. Там клиента приходится подождать, но в процессе ожидания не тратится бензин, не убивается машина и не устает водитель. За последние несколько лет мой собеседник сменил несколько точек. На хорошем месте, по его словам, за день можно заработать до пяти тысяч рублей, сделав не более пяти рейсов. К таким точкам, в первую очередь, относятся вокзалы, крупные торговые и развлекательные центры. Правда, за право там работать «бомбилам» приходится платить. В зависимости от прибыльности точки размер ежемесячной «аренды» варьируется от трех до десяти тысяч. Но есть и особенные места, вроде аэропортов, где расценки значительно выше. Мой собеседник не стал конкретизировать, кому именно идут эти выплаты, но предположил, что тут не обходится без сотрудников полиции, так как «бомбилы», как правило, ждут клиентов под знаками «стоянка запрещена».

 У станций метро заработок меньше: не более двух тысяч в день. Но, с другой стороны, за такие места редко приходится платить: полицейские и бандиты туда не лезут, предпочитая опекать более хлебные точки. По мнению Станислава, легальным таксистам, особенно тем, кто на аренде, за такие деньги работать невыгодно, и если предположить, что всех «бомбил» уберут с улиц, то такие точки просто опустеют. Москвичам придется уповать только на общественный транспорт. Впрочем, наш собеседник не верит в такой вариант развития событий.
 «Вопрос ведь в том, кто будет собирать эти большие штрафы, — рассуждает Станислав. — При сегодняшнем уровне коррупции этот план, похоже, обречен. Вы можете себе представить милиционера, который режет курицу, которая несет ему золотые яйца? Я не могу».
 Однако в том случае, если власти все же прибегнут к решительным действиям по искоренению «бомбил», ситуация в Москве может стать еще сложней. Станислав убежден, что репрессивные меры приведут к тому, что наиболее адекватные частники просто уйдут из этого бизнеса. Но свято место пусто не бывает, а значит, их места займут те, кому терять уже нечего. «Вы же, наверное, сами замечаете, что с каждым годом ситуация все хуже и хуже. Сколько появилось этих шахид-таксистов, которые за машинами не следят, города не знают, цены задирают… Самому недавно довелось ловить такси — ужас! Какие-то ржавые ведра останавливаются. Цены называют с потолка, лишь бы повыше, а потом еще и дорогу спрашивают. Вот такие, наверное, останутся. А такие, как я, наверное, уйдут. Денег на новую машину у меня нет, а аренду я физически не потяну».

 Днем позже мне представилась возможность пообщаться с таксистом, который принципиально выбрал для себя легальный извоз. Право носить легальные шашечки далось ему непросто. Сейчас Сергей работает на личной иномарке и считается индивидуальным предпринимателем (ИП). А еще недавно работал в транспортной компании на арендованном автомобиле, и теперь он вспоминает это время с содроганием.

 «Это каторга настоящая. Просыпаешься утром — и уже должен за аренду. Каждый день ты в долгах. И отдохнуть не можешь, взять больничный или пропустить работу по какой-то другой причине. Просто потому, что деньги нужно отдавать за машину независимо от того, работаешь ты в этот день или нет. А если работаешь, то, как обычно, за бензин, а потом еще за каждый заказ нужно компании заплатить комиссию. Как этот закон ввели, так таксомоторные компании и вовсе сняли с себя функции перевозчиков. Они теперь call-центры. Они только заказы принимают, а ты работаешь как проклятый, — возмущался Сергей. — Я сегодня говорил с одним парнем, который на аренде. Так вот, он сутки работал и заработал семь тысяч. С этого он отдаст 25% комиссии, оплатит бензин (тысячи на полторы как минимум), заплатит за мойку и за аренду. В итоге ему останется не более трех тысяч. Потом он поспит часа четыре — и снова за баранку. О какой безопасности тут можно говорить?! Водители на таких легальных такси измотанные и уставшие».

 Вот и получается, что у большинства таксистов просто нет другого выбора, кроме как уйти в «бомбилы». Очень немногие в состоянии оформить себя в качестве ИП. По словам нашего собеседника, у большинства потенциальных таксистов, как говорится, плохая кредитная история. Кто-то долгие годы официально не работал, кто-то зарегистрирован в другом регионе, кто-то брал ранее кредит и не смог расплатиться или задерживал платежи. В таких случаях получение кредита на покупку автомобиля (а это основное условие для получения лицензии и регистрации ИП) становится крайне проблематичным.

 «У меня, к счастью, с кредитной историей все было в порядке. Но и мне долго не хотели кредит давать. Говорят: скажите, а сколько вы сможете заработать за месяц? И представьте справку о доходах за последний квартал. Но где я им все это найду?! Я же только начинаю работать. Почему я должен выпрашивать этот кредит?! — никак не мог успокоиться Сергей. — Я хочу работать легально, платить налоги, так пусть государство мне поможет на первом этапе! Это же им открытость и прозрачность нужна, а не мне. Вы не поверите, на какие ухищрения пришлось пойти, чтобы получить эти деньги. Дали мне кредит на 500 тысяч рублей аж под 25%. Плюс у меня еще сбережения были. А если бы их не было? А если бы я жил не в Москве, а в регионе? Там же люди не в состоянии поставить счетчик и оплатить расходы ИП. В итоге три месяца назад я купил машину, оформил все документы, оплатил услуги бухгалтера. Сейчас есть специальные конторы, которые оказывают подобные услуги ИП, но все равно много заработать не получается. И дело не только в том, что мне приходится платить налоги, оплачивать техосмотр, услуги бухгалтера и т.д. Огромное количество времени и сил уходит на оформление всяких бумажек. Чтобы закрыть или открыть счет в банке, нужно и в Пенсионный фонд специальную форму написать, и в налоговую. И все это непросто. Настолько непросто, что и в банках порой не знают, как эту форму заполнять. Целый день на это уходит. Когда работать? В большой компании для этого специальные люди есть, а тут все сам делай».

 По словам Сергея, он работает без выходных и зарабатывает примерно по три тысячи в день. С учетом выплат по кредиту доход получается совсем не большой. Но даже это его не смущает. Нашего собеседника огорчает отношение государства к простому гражданину.
 «Человек, работающий на себя, готов брать ответственность за свою работу. Так почему же наши чиновники, которые пишут закон, решительно не хотят думать о том, чем он обернется для людей? В выигрыше от нового закона остаются только владельцы крупных таксомоторных компаний. А частнику, решившему заняться легальным извозом, новый закон принес сплошные трудности — начиная с получения кредита и запутанной системы отчетности и заканчивая конкуренцией с «бомбилами». Это же неправильно, когда водитель вынужден сутками крутить баранку, чтобы получить хоть какую-то прибыль. Я оптимист и надеюсь, что со временем все встанет на свои места. Вот только не знаю, сколько на это уйдет времени».







Автор: Роман Уколов
Источник: журнал Профиль

Средняя оценка:  2.44

Возврат к списку


Оставить комментарий