Мошенники с большой дороги

02.03.2012 2moshenniki1.jpg

Лучшее оружие против автоподстав — выдержка.


По данным Минтранса и ГИБДД, число автоподстав на российских дорогах снова стало расти. Постараемся раскрыть основные схемы мошенников. Предупрежден - значит, вооружен!

    Автоподставы на дорогах, когда водитель одного автомобиля подстраивает аварию с целью дальнейшего вымогательства денег, существуют уже не первое десятилетие. Особенно широкое распространение они получили в 90-х годах. Потом их количество несколько снизилось, но в последние два года, по данным Министерства транспорта РФ и ГИБДД, выросло на 10-15%. При этом раскрывается не более одной пятой таких правонарушений. В остальных случаях следствие вообще не начинается либо прекращается, что называется, на дальних подступах к суду.

    Учитывая неблагоприятную статистику, в середине января 2012 года на рассмотрение Госдумы РФ был вынесен законопроект, который предусматривает уголовное наказание за преднамеренную организацию ДТП с целью дальнейшего вымогательства денег, а говоря проще - за автоподставы. Чтобы законопроект начал работать, необходимо внести ряд изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ. Тогда автоподставы будут караться тюремным заключением сроком до 7 лет и штрафом до 1 млн рублей. "Умышленное создание дорожно-транспортного происшествия в целях вымогательства денег, или автоподстава, - это преступление, которое давно стало бичом водителей и страховых компаний. Это реальная имитация ДТП посредством использования специальных приемов и ситуаций, вынуждающих водителя выплачивать "компенсацию" за причиненный ущерб или нарушение нормы закона", - говорится в сопроводительной документации к законопроекту.

    Впрочем, будет ли эта инициатива поддержана или нет, пока неизвестно. Между тем каждый из нас рискует стать жертвой людей, зарабатывающих себе на жизнь обманом и подлогом. Лучшее оружие против подстав не только выдержка и упрямство в споре, но и осведомленность о наиболее часто применяемых схемах. Не каждый участок дороги годится для автоподставы, поэтому опасаться подстав нужно только в подходящих для этого местах, о которых мы сейчас и расскажем.
   

    ПЕРЕСТРОЕНИЕ НА ПРАВУЮ ПОЛОСУ ДВИЖЕНИЯ


    Согласно пункту 8.4 ПДД РФ, при перестроении вправо водитель должен уступить дорогу всем едущим параллельно транспортным средствам, даже если они тоже перестраиваются, но на левую полосу. Что делать - помеха справа и правило правой руки. Этим пунктом и пользуются автоподставщики чаще всего. Злоумышленникам достаточно лишь резко увеличить скорость во время вашего перестроения, и дело в шляпе. Возможен и вариант с "тихоходом" в левом ряду, опережая который справа вы снова подставляетесь под мошенников. Третий вариант - согнать вас с левой полосы под колеса едущего справа в "мертвой зоне" напарника. Подстава вероятна не только на трассе или на широкой городской улице, но и перед светофором при вашем перестроении в менее загруженный правый ряд.
   

    ПРОЕЗД КРУГА


    Поголовное неумение проезжать перекрестки с круговым движением тоже на руку автоподставщикам. Чтобы избежать "развода", нужно внимательно перечитать ПДД и, нарисовав схему на листке, "проехать" его по разным разрешенным траекториям несколько раз при помощи ручки. Выезжая на круг, нужно сразу начать перестроение на левые полосы, что регламентируется тем же пунктом 8.4 ПДД. А когда вы начинаете перестроение на круге, дорогу уступают уже вам. Съезжая с него, перестраиваясь из левых полос в правые, пропускаете вы. Следует помнить, что съезжать с круга нужно исключительно из правой полосы, дальше которой, по сути, перестраиваться влево и не стоит. Подставы же происходят именно во время съезда с перекрестка с круговым движением - когда вы думаете, что приоритет у вас, едущий чуть сзади в правой полосе автомобиль резко ускоряется и бьет вас в бок. И в этом, и в предыдущем случае доказать вашу невиновность может только запрос адвоката в ГИБДД с тем, чтобы выявить, насколько часто второй участник ДТП попадает в подобные аварии, да еще и в качестве пострадавшего.
   

    ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ РАЗМЕТКОЙ


    Нередко по разным причинам наши дороги не "бегут" прямо, а извиваются, причем очень часто превращаясь в настоящую змейку. Не желая петлять и работать рулем, многие автомобилисты проезжают их прямо, оказываясь то на встречной полосе, то снова на своей (при этом наличие самой разметки необязательно - замеры докажут, что вы перестраивались с встречной полосы). Именно в этот момент злоумышленники и подставляют переднее левое крыло своего автомобиля под заднее правое крыло вашего. В этом случае, как и в двух предыдущих, виноваты только вы, а оправдать вас может лишь признание второго участника ДТП "подставщиком".
   

    СУЖЕНИЕ ДОРОГИ И ВЫЕЗД НА МАГИСТРАЛЬ

    В тех местах, где происходит сужение проезжей части с двух полос до одной или с трех до двух и так далее, а также в местах выезда на автомагистраль по полосе разгона возможна еще одна подстава, производимая опять же резким увеличением скорости либо таким же резким перестроением в правый ряд, в который вы встраиваетесь, уступая по Правилам дорогу всем тем, кто по этой полосе уже едет. Избежать столкновения поможет только резкое увеличение скорости, если на таковое ваш автомобиль способен и перед ним нет преград в виде других транспортных средств.
   

    "ВЫДАВЛИВАНИЕ" В ЛЕВЫЙ РЯД ИЛИ НА ВСТРЕЧКУ


    Одна из схем автоподставы подразумевает втискивание автомобиля злоумышленников между вашим автомобилем и обочиной, в результате чего вы вынуждены либо выезжать на полосу встречного движения, либо в левый ряд, где движется другой участник шайки, которому (двигающемуся прямо без смены полосы движения) вы при перестроении влево должны бы уступить дорогу. Если это произошло перед вашим поворотом направо (едущий по обочине подставщик ударил вас в правый бок), то виновны в ДТП будете вы оба. Он нарушил сразу три пункта ПДД: 9.7 - движение строго по обозначенным полосам, 9.9 - запрет движения по обочинам и, возможно, 1.2.1 Приложения 2 - заезд за сплошную линию, обозначающую край проезжей части. Вы же нарушили только один пункт ПДД - 8.6, который гласит, что при повороте направо вы должны ехать как можно ближе к правому краю проезжей части. Напомним, что понятия "обгон справа" в ПДД РФ уже нет, а есть только понятие "опережение". Именно эти доводы нужно помнить и использовать в дальнейшем споре с мошенниками, которые будут упирать только на вашу вину. Лучше же не спорить, а просто вызвать ГИБДД и спокойно, не поддаваясь на провокации, ждать.
   

    ОПЕРЕЖЕНИЕ СПРАВА


    Обгонять автомобили справа уже не запрещено, но следует помнить, что, возвращаясь в левый ряд, нужно уступить дорогу едущим по нему автомобилям, которые не намерены менять полосу движения на правую. Обогнав справа едущего в левом ряду "тихохода", можно получить удар в левый бок и остаться виноватым, так как этот "тихоход" в последний момент резко увеличил скорость. В таком ДТП перед законом виновны только вы, поэтому всегда внимательно следите за действиями обгоняемого.
   

    ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ДОРОГ

    Казалось бы, вы успеваете встроиться в поток, повернув под углом 90 градусов направо, места достаточно, но тут тот, кто вас вроде бы пропускал, начинает резко ускоряться и бьет вас в крыло. Несмотря на то, что ударили вас, виновны все-таки вы, так как не пропустили и подставили бок своего автомобиля под удар так, что другой участник ДТП просто не смог затормозить. При этом вам он никаких знаков "проезжай!" не делал. Это редкая схема, но все же и она встречается, поэтому при подобном маневре не мешкайте и внимательно следите за автомобилем, приближающимся слева. В случае опасности лучше не тормозить, а ускориться, если дистанция до едущего впереди транспортного средства это позволяет.
   

    ВЫЕЗД НА ГЛАВНУЮ


    Зная алгоритм работы светофоров (попав на красный свет на одном, попадешь на красный на всех последующих), автомобилисты предпочитают резко ускоряться, видя, что зеленый свет уже замигал или включился желтый. Этим пользуются мошенники. Пользуются они и тем, что, проезжая перекресток, "рукава" которого далеко просматриваются, водители не удосуживаются даже притормозить, если никто не едет наперерез. Зачем? Даже знак Stop нам не указ. Прикинувшись нормальным автомобилистом, прибавив скорость под желтый и убедившись, что вы позади него тоже поддались желанию проскочить, мошенник резко тормозит перед стоп-линией, в результате чего вы врезаетесь ему в зад. Он нарушил пункт 10.5 ПДД (запрет на резкое торможение, которое может привести к ДТП), а вы, в зависимости от того, врезались вы в едущий или стоящий автомобиль, - пункт 9.10 (несоблюдение дистанции) или 10.1 (не учел условия). В этом случае поможет видеорегистратор, установленный на ваше лобовое стекло. Также он поможет, если мошенники просто сдали назад, врезались в вас, но готовы спорить, что это вы в них въехали.


    В итоге напрашивается простой вывод. Не попасться в сети автоподставщиков можно благодаря, во-первых, четкому знанию ПДД, перечитать и освежить в памяти которые можно за 30 минут, во-вторых - внимательности и точному следованию Правилам, в-третьих - наличию в автомобиле видеорегистратора, стоимость которого, кстати, снизилась уже до 2-3 тыс. рублей, в-четвертых - мощному мотору, который в экстремальной ситуации может резко ускорить автомобиль и тем самым помочь избежать ДТП (но в этом случае, чтобы научиться пользоваться всем неисчислимым "табуном лошадей", не мешало бы пройти курсы контраварийного вождения).   



У МЕНЯ ВСЕ ХОДЫ ЗАПИСАНЫ


    Параллельно с законодательной инициативой об уголовном преследовании автомошенников в Госдуму РФ поступил еще один законопроект, который должен узаконить запись с автомобильного видеорегистратора в качестве неоспоримого доказательства в суде. Инициатором законопроекта стал депутат Госдумы, председатель Координационного совета МОО автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. "Пока, к сожалению, в законе не прописано, что современные видеорегистраторы могут служить пополнением доказательной базы, как не могут ей служить и системы глобального позиционирования - GPS и ГЛОНАСС", - разводит руками депутат. Законодательство РФ в некоторых вопросах однозначно устарело, но часто суды закрывают глаза на то, что видеозапись с регистратора юридически доказательством не является. "В собственной практике мы еще не сталкивались с применением в суде данных с видеорегистраторов. Однако коллеги, у которых есть такой опыт, говорят, что это очень удобно. Сразу же снимаются все вопросы о том, кто на самом деле нарушил ПДД и виноват в аварии. В целом подобные доказательства суды принимают и сейчас - второй стороне просто нечего на них возразить. Если подобная обязанность будет закреплена еще и в законе, то это можно только приветствовать", - говорит адвокат АК "Автоюрист" Вадим Хабиев.









Автор: Александр Хлынов
Источник: журнал
Профиль

Возврат к списку


Оставить комментарий