Бум автомобильного рынка

Бум автомобильного рынка 14.12.2011 Машин в России продается все больше, уже в 2012 году может быть побит докризисный рекорд. Вдобавок автомобили могут немного подешеветь — но только подержанные.


Автобум


На фоне разговоров о второй волне кризиса даже самые смелые финансовые аналитики не могли предположить, что в 2011-м возможен особенно бурный рост рынка. Реальность посрамила прогнозы. Уже к октябрю, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых автомобилей в России перевалили за 2,16 млн штук — по сравнению с прошлым годом рост составил 43%. Для сравнения: самый удачный для авторынка докризисный 2007 год закрылся с результатом 2,9 млн автомобилей. Сегодня до рекорда осталось совсем немного, и автомобильный менеджмент уже торжествует в предвкушении новых достижений. Предсказания самые оптимистические.

— Мы увеличиваем наш прогноз продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей до 2,55 млн в 2011 году, — прикидывает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.

Активизация рынка связана прежде всего с общим потеплением финансового климата.

— Продажи машин росли вслед за улучшением экономической ситуации. Мы видим по той же ипотеке, которая пользуется все бóльшим спросом, что положение в стране стало заметно лучше, — комментирует ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Финансовая оттепель запустила главный инструмент продаж — доступные кредитные предложения. Еще в прошлом году, выдавая автокредиты, банки проявляли параноидальную осторожность. Высокие проценты и внушительный первоначальный взнос должны были гарантировать платежеспособность клиента. Эти едва ли не заградительные меры отпугивали даже тех покупателей, чей доход в принципе позволял взять взаймы. Ситуация стала меняться в конце зимы.

— Финансисты стали охотнее давать кредиты, поскольку перестали опасаться увольнения клиента с работы, — отмечает Баранов. Уже к началу осени каждая вторая машина приобреталась с помощью банка.

— Еще одним фактором улучшения продаж стал отложенный спрос: многие граждане в 2010 году, что называется, не были уверены в завтрашнем дне и не решались купить машину. В этом году они наконец решились, — поясняет аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.




Господдержка


В этом году государство стало постепенно сокращать антикризисные инвестиции в автомобильный сектор. Чиновники Минпромторга сочли, что теперь рынок сам в состоянии набрать прежние обороты. Стартовавшая в прошлом году программа утилизации автохлама завершилась в июне этого года. 31 млрд бюджетных рублей разменяли на сертификаты достоинством 50 тыс. рублей каждый и раздали гражданам, пожелавшим сдать в утиль свое старое авто.

Официально в программе участвовали 85 моделей, в том числе и иностранных брендов.

— В действительности порядка 80% доходов от утилизации пришлось на долю АвтоВАЗа, — говорит Рожков. — В меньшей степени программа помогла недорогим моделям Ford, Volkswagen, Skoda и Renault.

В декабре прекращается работа еще одного правительственного инструмента — субсидированных автокредитов. С начала года более 200 тыс. автомобилистов смогли воспользоваться программой — ровно в два раза больше, чем в прошлом году. По оценкам агентства «Автостат», это обеспечило до 30% объемов всего автокредитования в этом году. Разумеется, с завершением спонсируемой утилизации показатели АвтоВАЗа стали ухудшаться, а конец эры субсидированных кредитов грозит еще больше осложнить существование отечественного автогиганта.


Наши в городе


Впрочем, говорить о наступлении трудных времен тольяттинцам, очевидно, пока еще рано. Да, отзыв господдержки повредит продажам, но позиции АвтоВАЗа весьма крепки, и снижение не будет означать краха. С января по сентябрь тольяттинский автозавод реализовал 493 тыс. автомобилей, а рейтинг самых продаваемых в России моделей возглавили сразу несколько «тазиков»: «Калина», «Приора», все семейство классики и «Самара». По отношению к прошлому году выручка предприятия увеличилась аж в 5,5 раза!

Антикризисные программы помогли АвтоВАЗу набрать скорость, но и без них дела у предприятия, скорее всего, пойдут неплохо, поскольку вазовцы наконец-то перестроили свою архаичную бизнес-модель.

— На заводе поняли, что проще собирать автомобили из готовых деталей поставщиков, чем производить комплектующие самостоятельно. Так делает весь мировой автопром, — объясняет Дмитрий Баранов.

Под давлением партнеров по альянсу Renault-Nissan АвтоВАЗ провел аудит панели поставщиков. Вполне предсказуемо выяснилось, что большое число закупаемых на стороне деталей не соответствует стандартам качества альянса, поскольку взаимоотношения с поставщиками на АвтоВАЗе строились на личных знакомствах и общих интересах. В результате вазовцам пришлось отказаться от некоторых «прикормленных» отечественных фирм в пользу иностранных изготовителей. Вдобавок в этом году волжский завод изменил принцип работы с дилерами. Компания взяла за правило ежемесячно проводить «контрольную закупку». Маржевая надбавка дилера по договору с АвтоВАЗом не должна превышать 5% от стоимости автомобиля. С теми, кто не соблюдает эти стандарты, разрывают отношения.

Очень многое будет зависеть от реакции потребителей на новый вазовский сверхбюджетник Lada Granta, который появится в автосалонах уже через пару недель по цене от 229 тысяч рублей. Если машина провалится, у компании не останется средств на очередную разработку. Выделенные в кризис 25 млрд бюджетных рублей государство заводу простило, однако если предприятию понадобятся очередные вливания, то будет очевидно, что оно нежизнеспособно. Что, впрочем, совершенно не значит, что государство позволит ему обанкротиться: в критические моменты оно уже не раз спасало АвтоВАЗ за счет повышения таможенных пошлин и «аттракционов невиданной щедрости».

Кстати, что касается пошлин, тут есть хорошие новости. Вступление в ВТО вынудит российские власти уменьшить таможенные барьеры. Постепенно. Вначале заградительные таможенные пошлины на импорт новых иномарок снизятся с 30 до 25%. Далее в течение трех лет ставка меняться не будет. Затем она ежегодно будет понижаться приблизительно на 2,5%. Быстрее всего упадут пошлины на бэушные иномарки: уже с момента вступления в ВТО ставка на машины в возрасте от трех до семи лет снизится с 35 до 25%. Правда, вала дешевого секонд-хенда из-за рубежа ожидать все же не стоит, поскольку в ближайшее время предложение на вторичном рынке будет и без того велико: пик продаж новых автомобилей пришелся на 2007–2008 годы, а срок эксплуатации автомобиля первым хозяином составляет 3,5–5 лет.


Не Тольятти единым


Дела у других исконно российских компаний идут не слишком хорошо. Обанкротившийся ИжАвто теперь и по праву собственности стал придатком АвтоВАЗа. В Ижевск перенесут часть конвейера линейки Lada. Ульяновский автозавод в спешном порядке реорганизует производство, пытаясь научиться выпускать качественные автомобили. Пока оно откровенно хромает, в этом году «уазики» продавались на 20% лучше, чем в прошлом, но только благодаря правительственным программам.

Группа «ГАЗ» закончит год с прибылью, но в долгах. Нижегородцам пришлось взять кредит в ВТБ в размере 38 млрд рублей. Часть этих денег пойдет на рефинансирование старого займа, выделенного Сбербанком, а также на разработку проекта «Газель Next». В перспективе выручить легендарный завод может сотрудничество с Volkswagen: по предварительной договоренности в Нижнем Новгороде будут выпускаться модели Volkswagen Jetta, Skoda Yeti и Octavia.

Иностранные заводы на российской земле чувствуют себя намного уютнее отечественных. Сейчас среди лидеров рейтинга продаж иномарок в основном бюджетные модели, собранные в России, — из десяти самых популярных на российском рынке иномарок шесть производятся у нас по методу крупноузловой сборки. Так, новинка компании Hyundai — седан Solaris вырвался на первое место, потеснив традиционный бестселлер Renault Logan. Успех Solaris мог бы быть еще значительнее, но завод Hyundai под Санкт-Петербургом, даже работая на полную мощность, пока что не может удовлетворить спрос. Очереди на машины в зависимости от комплектации достигают 3–9 месяцев.

Solaris перешел дорогу не только французам, но и новому немецкому компакту — Volkswagen Polo. Создав вполне толковый автомобиль в рекордно короткие сроки, корейцы попросту не дали Polo закрепиться на рынке: при схожих условиях промсборки и близких ценниках Hyundai предлагает клиенту более оснащенный автомобиль. На этом война континентов в сегменте «народных» автомобилей не закончилась. К осени компания Kia (входит в концерн Hyundai-Kia) выкатила технический двойник Solaris — седан Rio. Судя по стартовым показателям продаж, триумф этой новинки также не за горами, и он сделает счет в матче автосборных Кореи и Европы на российском поле близким к разгромному — 2:0


Горизонт событий


Ответным ударом со стороны европейцев может стать бюджетный «паркетник» Renault Duster, который будет собираться на московском «Автофрамосе» и появится у дилеров к началу весны следующего года по цене от 420 тыс. рублей. Несмотря на то что продажи еще не стартовали, к Duster уже прочно приклеился ярлык «самый массовый кроссовер» страны. Так сказать, авансом.

Разработка сверхдешевых машин — антикризисная акция титанов мирового автопрома. Оно и понятно: в Евросоюзе рецессия — свершившийся факт, у США дела обстоят получше, но уверенности в стабильном росте американской экономики у экспертов нет и по сей день. В то же время бурно растущие и голодные автомобильные рынки стран БРИК лучше всего переваривают именно недорогие модели. У концерна Volkswagen для ЕС бюджетником станет компакт Up!, его еще более дешевый парафраз Skoda Citigo отправится в государства БРИК. Toyota в 2012 году представит специальный седан для Китая, который построят на платформе бюджетной модели Etios. Самый доступный автомобиль Renault будет стоить 2,5 тыс. евро, и адресован он индийским и латиноамериканским потребителям. Даже премиальный бренд Jaguar готовит малолитражку исключительно для Китая и Индии.

Что касается российского рынка, то на его будущее аналитики смотрят с оптимизмом. Да, цены будут повышаться, но если в мире или в отечестве не произойдет внезапного экономического коллапса, их рост не превзойдет инфляционных 5–7%. В долгосрочной же перспективе цены могут и вовсе понизиться — по не зависящим от России причинам. Пока стоимость автомобилей планеты тянет вверх рынок Китая. Он еще не насыщен, и его рост продолжается. Но как только рынок Поднебесной переполнится, правительство этой страны даст карт-бланш местным автопроизводителям на экспансию в другие регионы. Так уже было с электробытовой техникой. Помимо продукции китайских фирм к нам хлынут и машины китайских подразделений GM, Ford, BMW и других мировых производителей, локализованных в Китае (к примеру, один только Volkswagen производит в Китае около 3 млн автомобилей).

Впрочем, это будет лишь через несколько лет. Пока же цены по-прежнему высоки, но это, похоже, мало кого останавливает.

— Если в 2012-м в России сохранится стабильность нынешнего года, то спрос может увеличиться на 9–19%, — говорит Андрей Рожков. Таким образом, при хорошем раскладе будет-таки побит докризисный рекорд.






Автор: Тимур Хасанов
Источник: «Русский репортер» №48 (226)

Возврат к списку


Оставить комментарий