Долой бумажки

Долой бумажки 03.02.2012 Число пользователей интернет-банкинга и мобильного банкинга в России оценивается в 2-3 млн человек. Это пока небольшой, но зато весьма продвинутый и перспективный отряд клиентов.

    Если верить банкирам, то 2010-е годы станут временем приобщения россиян к высоким технологиям. Некоторые завзятые оптимисты даже говорят о революции на рынке, которую принесет мобильный банкинг, ведь он позволяет клиентам в круглосуточном режиме совершать банковские операции, имея в кармане телефон с доступом в Интернет. Еще недавно такие услуги предоставляли в России лишь несколько кредитных организаций, сейчас - большинство крупных ритейловых банков. Данный сервис пытаются осваивать даже небольшие игроки. Впрочем, пока "революция" развивается вполне себе эволюционно: число пользователей новых услуг в России пока невелико, хотя и постоянно растет.

138_1b.jpg

   Мобильный банкинг - относительно "молодая" услуга. Она появилась в начале 2000-х годов. Тогда российские кредитные учреждения предложили своим клиентам возможность узнавать о состоянии счета с помощью SMS-уведомлений. На том некоторые фин-институты и остановились, полагая, что это, собственно, и есть мобильный банкинг. А тут еще случился кризис 2008 года. "Тогда все банки заморозили развитие мобильных услуг - многие отказались даже от SMS-информирования о транзакциях по карте, - рассказывает руководитель направления мобильного банкинга и управления i-Free Business Solutions Виктория Подунова. - Никаких инвестиций в эти годы, конечно, не было - перед банками стояла задача выжить".

   Сейчас ситуация изменилась. "Полноценный мобильный банкинг в нашем понимании - это сервис, дающий возможность не только просматривать информацию, но и совершать операции по счетам, общаться с банком, оставлять сообщения", - рассказывает член правления Райффайзенбанка Антон Степаненко. Так что сегодня банкиры не только рассылают клиентам SMS с информацией о состоянии счета, но и дают возможность дистанционно проводить операции.

   В самом простом своем варианте современный мобильный банкинг предусматривает обмен SMS-сообщениями между банком и клиентом. Теперь таким образом можно не просто узнавать о состоянии счета, но и "общаться" с кредитным учреждением, отдавая распоряжения о проведении операций. Для этого необходимо выслать соответствующее сообщение на специальный номер. В более продвинутом виде мобильный банкинг подразумевает установку специального приложения на телефон, которое позволяет проводить операции по счету. Некоторые банки также предлагают заменить сим-карту в телефоне на новую, с установленным на ней приложением. Например, такой продукт есть у Московского банка реконструкции и развития (МБРР).

 
4138_2b.jpg


   Толчок развитию сервиса дает и появление новых гаджетов. В банке "Хоум Кредит" недавно запустили приложение "Мобильный банк" для IPhone - оно позволяет клиентам получать информацию по своим счетам, оплачивать услуги более 350 организаций без комиссии (исключением являются "Яндекс.Деньги" и Web Money - комиссия 1% от суммы платежа), находить ближайшие кафе и магазины. "Банк чуть более месяца назад представил приложение для своих клиентов, но уже сейчас число пользователей составляет несколько тысяч человек", - говорит начальник управления развития технологий клиентского сервиса банка "Хоум Кредит" Ольга Леушина. В финансовом учреждении даже планируют выдавать кредиты и депозиты с помощью нового сервиса. Впрочем, получить ссуду, не подписав кредитный договор, нельзя, так что в офис банка клиенту все равно придется идти. "Приложение определяет, какими продуктами банка клиент уже пользуется, и на основе этих данных система автоматически предлагает услуги, которые могут быть ему интересны. Если у клиента отсутствует кредит или вклад, приложение предложит оформить онлайн-заявку", - рассказывают в банке.

   По словам руководителя фабрики инноваций Промсвязьбанка Данилы Гусева, для клиентов этого банка действует мобильный сайт системы PSB-Retail - упрощенная интернет-версия, предназначенная для использования на мобильных телефонах, смартфонах, коммуникаторах и иных устройствах. Сервис позволяет оплачивать услуги связи, а также обменивать валюту и совершать переводы между своими счетами. Но на этом в банке не останавливаются: в 2012 году здесь планируют внедрить обновленное мобильное приложение, которое позволит клиентам совершать гораздо больше операций.

   Другой крупный розничный банк - "ВТБ 24" - начал активно развивать мобильный банкинг осенью 2011 года, предложив свои версии мобильных приложений для iPhone и смартфонов на базе Android. В банке планируют разработку продуктов и для других платформ, обещая внедрить их уже в марте 2012 года. По словам представителей "ВТБ 24", новыми приложениями уже воспользовалось около 40 тыс. клиентов. Это более 3% от всех пользователей различных каналов дистанционного обслуживания "ВТБ 24". В банке отмечают, что до 2014 года число активных пользователей мобильного банкинга может вырасти в два раза. А в целом к 2014 году рынок мобильного банкинга финансовых институтов достигнет 4,3 млн человек, число активных пользователей вырастет на 105%, прогнозируют в "ВТБ 24".
 
   Сегодняшнее оживление на рынке объясняется несколькими причинами. Во-первых, россияне стали покупать смартфоны, на которые банки могут устанавливать специальное программное обеспечение для мобильного банкинга. Также не последнюю роль сыграло ужесточение конкуренции за розничных клиентов среди кредитных учреждений, многими из которых движет желание привлечь граждан новыми опциями. "Чем большими возможностями оснащен мобильный телефон, тем более требовательными становятся клиенты в вопросах управления банковскими счетами", - говорит Евгений Локтев, руководитель электронного бизнеса Ситибанка. Поэтому, по словам директора по кредитованию банка "Кредит-Москва" Ивана Белого, в 2012 году будет расти количество специализированных банков, некоторые и вовсе откажутся от развития отделений, сконцентрировавшись, например, на развитии мобильного и интернет-банкинга, выгодных как для кредитных учреждений, так и для клиентов банков.

   Банкам это сулит экономию на содержании отделений. Кроме того, услуга может принести неплохие комиссионные доходы. Как признается замдиректора по развитию электронных услуг Альфа-банка Андрей Алексахин, услуга "Альфа-мобайл" (с ее помощью можно, например, оплачивать мобильный и Интернет, совершать переводы в пользу третьих лиц и в другие банки) дает доход порядка $200-250 тыс. в месяц, а "Альфа-Чек" (услуга позволяет узнавать данные о счете, а также совершать переводы с помощью SMS) - около $2 млн.

   Интерес клиента - в удобстве и дополнительных возможностях, которые дает мобильный банкинг. Например, если платить за коммунальные услуги с помощью мобильного сервиса Сбербанка, то можно сэкономить на комиссии (при оплате в отделении она составляет 2%). Если оформить рублевый перевод с мобильного сайта "ВТБ 24", то банк снимет комиссию всего в 0,3% от суммы операции (при оплате в офисе она составит 1,5%). При этом, как отмечают в кредитном учреждении, по многим операциям при использовании услуг мобильного банкинга комиссия, как и в Сбербанке, будет нулевая.

   Впрочем, большинство банков пока еще не имеют развитых мобильных сервисов. "На данный момент мы предоставляем клиентам возможность получать информацию по счетам через SMS или заходить в интернет-банк через мобильный телефон, - говорят в Райффайзенбанке. - По нашим данным, порядка 20% клиентов, пользующихся данной услугой, хотели бы использовать мобильный банкинг не только для получения информации, но и для проведения операций". Нет в полном смысле мобильного банкинга и у многих других банков.

   В России порядка 15-20% банков используют мобильные сервисы, но в большинстве своем они самые простые, не позволяющие клиентам полноценно управлять своим счетом, отмечают в компании i-Free. Так что неудивительно, что самой популярной услугой в мобильном банкинге до сих пор оста-ется оплата сотовой связи и Интернета.

   По словам директора аналитического департамента ИК "Вектор секьюритиз" Александры Лозовой, в прошлом году оборот рынка мобильного банкинга составил всего 25-30 млрд рублей и вряд ли в ближайшее время сильно вырастет. В целом же число пользователей интернет-банкинга и мобильного банкинга в России оценивается в 2-3 млн человек, а это весьма скромные цифры для текущего уровня развития высоких технологий и банковских услуг, констатирует эксперт. Вот и гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков считает, что мобильный банкинг сегодня - это очень небольшая часть бизнеса для наших банков. На общем фоне выделяется разве что Альфа-банк, который является лидером рынка мобильных платежей. "Сегодня платить за коммуналку и мобильный телефон можно и не прибегая к услугам мобильного банкинга - с помощью альтернативных платежных систем, таких как "Яндекс.Деньги", Web Money, через терминалы и счета мобильных операторов, которые давно развивают эти сервисы", - говорит Четвериков.

   Однако банкиры все же верят в светлое будущее этого рынка, ведь у них есть конкурентные преимущества перед другими игроками. Так, "Яндекс.Деньги" и Web Money в основном нацелены на интернет-аудиторию - в отличие от мобильного банкинга, который претендует на признание среди владельцев "умных" телефонов. В то же время через мобильных операторов граждане готовы проводить небольшие платежи - примерно в размере 200 рублей, говорит Данила Гусев. То есть у клиента нет привычки держать на счете большие суммы и оплачивать большой список повседневных услуг.

   В целом, по оценкам Виктории Подуновой, оборот российского рынка мобильного банкинга и мобильных платежей в 2011 году уже составил более $1 млрд. В текущем году его оборот может достичь $10 млрд, а в 2013 году, если экономика будет стабильной, он может увеличиться еще в несколько раз, предполагает эксперт. Впрочем, эксперты i-Free не вычленяют из нее долю, приходящуюся именно на мобильный банкинг. По словам президента "НАУМИР" Михаила Мамуты, если вычесть из числа владельцев сим-карт несовершеннолетних и россиян, имеющих по две сим-карты, то число потенциальных клиентов мобильного банкинга составит около 90 млн человек. А с учетом взрывного роста продаж смартфонов и проникновения мобильного Интернета к 2015 году мобильные операции могут составить большую часть оборотов розничного бизнеса, считает директор департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса Номос-банка Александр Базаров.

   Так что, похоже, мобильный банкинг хоть и не семимильными шагами, но все же будет развиваться. Однако не следует думать, что он полностью затмит собой любовь россиян к банковским офисам. "Миф о смерти офисов пока остается мифом - сложность банковских продуктов не позволяет говорить о возможности их удаленной продажи. Но уже можно отметить существенное влияние дистанционных каналов, в том числе мобильных, на характер оказания услуг и формат банковских офисов", - резюмирует Данила Гусев.







Автор: Наталья Еремина
Источник: журнал Профиль


Возврат к списку


Оставить комментарий